Как возивший из Бразилии мясо холдинг стал обладателем большинства агросубсидий России?
Крупнейший инвестор в АПК России. Именно так на собственном сайте называет себя компания «Мираторг». Владельцы холдинга — братья-близнецы Линники (Виктор и Александр). Официальным президентом холдинга является Виктор. Тот самый, что на прошлой неделе предлагал усилить контроль за багажом
и ручной кладью на границе и повысить ответственность за незаконный ввоз продукции животного происхождения, а сегодня призвал россиян думать не о сыре и пармезане, а о развитии страны. Ну а заодно обозвал всех недовольных балаболами.
Сразу оговоримся — то, что девичья фамилия супруги нынешнего премьера-министра Дмитрия Медведева — Линник, лишь забавное совпадение. По крайней мере, сами предприниматели не устают об этом повторять при общении с журналистами.
Говорят об этом и факты. Не могли же родственники супруги второго лица государства создать аграрного гиганта, все счета и учредительские доли которого находятся за пределами России.
100% акций «Мираторга» находятся под контролем кипрских офшоров: 99,99% - у ООО «Агромир» (несмотря на русскую аббревиатуру, компания зарегистрирована в столице Кипра Никосии), и 1 сотая процента у ООО «САУДЕЙД ЭНТЕРПРАЙЗИС ЛИМИТЕД», зарегистрированной там же.
При этом, «Мираторг» включен в список системообразующих предприятий, а с 2015 года, из-за санкций на ввоз в Россию импортного мяса является стратегическим предприятием. Эти регалии позволяют компании с кипрскими корнями получать льготные кредиты от «Внешэкономбанка», заимствующего часть средств из будущих пенсий россиян (подробно эту схему мы разбирали в одном из предыдущих материалов
). И даже получать от государства субсидии на погашение этих самых кредитов.
История успеха
Учитывая позицию Виктора Линника, старт работы «Мираторга» выглядит забавно. В свое время, компания начинала бизнес с импорта мяса из Голландии и Бразилии в Россию. Для упрощения работы, через 2 года после создания компании, (в 1997 году) фирма открывает филиал в Калининградском рыбном порту, через который и завозит в страну мясо. Так компания работала около 10 лет. В 2005 году «Мираторг» покупает часть акций двух свинокомплексов компании BelgoFrance в Белгородской области. Так импортер превращается в агрохолдинг.
После Белгорода, компания становится соучредителем фермы в Калининградской области. Немногим позже, агрохолдинг зашел в Брянск, ставший для компании вторым домом.
В том же 2005 году агрохолдинг попал в струю Приоритетных национальных проектов (программа по росту «человеческого капитала» в России, объявленная Владимиром Путиным 5 сентября 2005 года — прим ред). Программу, одним из направлений которой являлось развитие сельского хозяйства, вплоть до своего избрания президентом курировал Дмитрий Медведев. С 2008 года (года инагурации Медведева) она выделена в отдельную госпрограмму развития сельского хозяйства.
Нынешние реалии
Сегодня «Мираторг» — крупнейший производитель мяса в России. Согласно данным «Контур.Фокус», ООО «АПХ «Мираторг» является учредителем 36 действующих организаций в 8 регионах страны. В 2017 году агрохолдинг произвел 415 тыс тонн свинины, 114 тыс тонн мяса птицы и 82 тыс тонн говядины.
Для регионов АПХ — завидный инвестор, которого на своей земле рад видеть практически любой губернатор. Согласно информации, размещенной на сайте агрохолдинга, объем осуществленных холдингом инвестиций превышает 200 млрд рублей. Приход в регион игрока сельскохозяйственного рынка подобного калибра — это гарантированный приток денег и из федерального бюджета (дотации по той самой программе развития сельского хозяйства) и вложения непосредственно от самого «Мираторга».
К тому же на бумаге «Мираторг» — настоящая находка для глубоко дотационных областей. В добавок к субсидиям, в казну региона идет плата за земли, арендованные компанией. Агроферма обеспечивает рабочие места и во время стройки, и после самого запуска. К тому же, по логике вещей, региону положены налоговые отчисления. Не гость — а сказка.
Пользуясь своим статусом, «Мираторг» уверенно шагает по стране. В регионах он привык действовать резко и нагло: нередко, агрохолдинг получает земли во временную безвозмездную собственность по распоряжению правительства, за личной подписью Дмитрия Анатольевича Медведева (спасибо поддержке АПХ).
Чаще, фермеры действуют в полном соответствии с законом. Тут и находятся подножки для регионов: уже через 3 года земли из собственности регионов переходят в собственность «Мираторга».
Прошлым летом в Брянском арбитражном суде началось противостояние между «Брянской мясной компанией» (местным филиалом «Мираторга») и администрацией Брасовского района. Аграрии пытаются доказать, что депутаты райсовета незаконно отказались продавать им арендуемые земли — в соответствии с законом, компания, 3 года арендовавшая земли сельхозназначения, имеет право выкупить их для дальнейшей работы. Условий, необходимых для совершения сделки всего 2 — не иметь претензий со стороны надзорных органов и использовать эти земли в соответствии с их назначением.
Брянские мясники с этими условиями справились, но депутаты своего одобрения на проведение сделки не дали. Изначально, с инвестором была достигнута договоренность об аренде земель. Теперь же, «дочка» «Мираторга» решила провернуть финт ушами и выкупить землю. В результате, районная администрация остается без обещанной арендной платы, и как такового профита от «Мираторга» не имеет.
Аренду заменяет единовременная выплата, которую инвестор внесет на баланс администрации, выкупая земли. Территория, на которой расположена ферма «Брянской мясной компании» расположена на 13-ти земельных участках общей площадью в 7 398 700 кв.м. Средняя цена за 1 кв м согласно условиям продажи участков «Мираторгу» составляет всего 1,6 рубля. Выгодная сделка, только не для Брасовского района. Информацию о подобных судебных разбирательствах нам удалось найти и в других регионах присутствия «Мираторга».
Наглость — второе счастье
С 2009 года, «Мираторг» уверенно осваивает земли и Курской области. Стартовал инвестпроект с Пристенского района. Сегодня компания работает в 13 районах региона. В ее составе свинокомплекс «Пристенский», АФ «Благодатенская», «Пристенская зерновая компания», «Обоянская зерновая компания», предприятие «Возрождение», ООО «Фатежская ягнятина» и ООО «Мираторг-Курск». Согласно статистике «Мираторга», с 2009 по 2017 год в агропромышленный комплекс Курской области направлено свыше 17 млрд рублей инвестиций. В Пристенском районе построены два свиноводческих комплекса на три площадки каждый, в Обоянском районе — два племенных репродуктора.
Сейчас же агрохолдинг недалеко от Курска возводит крупнейшую в Европе мясохладобойню мощностью 4,5 млн голов свиней или 400 тыс. тонн мяса в убойном весе. Еще в двух районах области «Мираторг» строит 7 свинокомплексов.
Зачем «Мираторгу» Курская область? Затем же, зачем и Смоленск, Брянск, Калуга, Калининград и другие регионы страны. Российский бюджет спонсирует отечественные предприятия агропромышленного комплекса путем дотаций и субсидий. Часть финансовой помощи идет крупнейшим игрокам рынка (тем самым стратегическим и системообразующим предприятиям). Еще часть из них проходит транзитом через региональные бюджеты, и рассчитана на небольшие компании и поддержку местных производителей. Открывая в каком-либо регионе свой филиал, «Мираторг» автоматически забирает львиную долю этих дотаций себе.
В России нет ограничений по субсидированию определенного АПХ. Используя «дочек», открытых в разных регионах, агрохолдниг получает региональные дотации. К примеру, в той же Брянщине в 2016 году «Брянская мясная компания» получила 98% всех дотаций, направленных в регион из федерального бюджета на развитие сельского хозяйства.
В то же время, «Мираторг» — системообразующее и стратегическое предприятие. Соответственно, агрохолдинг и его «дочки» получают субсидии еще и на развитие отдельно взятых проектов. Тот же «Внешэкономбанк» с 2014 года выдал «Мираторгу» кредит в 871,5 млн долларов на развитие проекта по расширению производства говядины. Благодаря таким хитростям, в том же 2016 году «Брянская мясная компания» оставила без финансирования не только брянские фермерские хозяйства, но и аграриев со всей России, забрав себе 90% всех субсидий, предусмотренных для агропромышленных хозяйств. Общая сумма полученных субсидированных кредитов составила 33,6 млрд руб. И это деньги, полученные из бюджета одной из «дочек» «Мираторга» всего за один год! А с этой программы холдинг «кормится» со времени ее основания, то есть с 2005 года. Полученные за все это время «Мираторгом» дотации исчисляются сотнями миллиардов рублей.
Чем больше филиалов — тем больше кредитных линий сможет открыть агрохолдинг. Ситуация, как 2 капли воды похожая на строительство уже известной нашим читателям московской монополии Евгения Пригожина. За одним лишь исключением — если договор «Конкорда» и «ВЭБа» подразумевает работу комбината питания и выплату задолженности из полученной комбинатом прибыли.
Часть кредитных договоров «Мираторга» содержит интересную лазейку — исполнить свои обязательства перед «Внешэкономбанком» он может двумя способами: либо по стратегии «Конкорда», либо выплатив оставшуюся задолженность из полученной от продажи учредительской доли прибыли. То есть, теоретически «Мираторг» может и расстаться с частью своих филиалов.
Куда уходит прибыль?
Учитывая ежегодные многомиллиардные субсидии, для хорошей жизни «Мираторгу» и его владельцам, компании даже не обязательно вести успешный бизнес. Согласно данным из открытых источников, в 2016 году прибыль агрохолдинга сократилась в 5 раз и составила всего 5 млрд руб. И это при субсидиях из федерального бюджета в несколько десятков миллиардов рублей.
При этом агрохолдинг — основной поставщик мяса для огромных сетей фастфуда вроде McDonalds и BurgerKing. Развивает он и свои кафе и даже запустил сеть супермаркетов. Не идущая ни в какие сравнения с затраченными на холдинг дотациями прибыль «Мираторга» аккумулируется не в России, а на оффшорных счетах в Кипре.
Схема подозрительно похожа не на поддержку сельского хозяйства страны, а на обычный вывод бюджетных средств за пределы России. Учитывая, что «Мираторг» — лидер по земельным активам и господдержке, за прошедшее с 2015 года время агрохолдинг должен был стать монополистом и на магазинных полках. Статус и дотации стратегического предприятия его к этому попросту обязывают. Именно «Мираторг» по задумке правительства должен заменить на всех полках страны санкционное мясо отечественным продуктом.
Вместо этого, ежегодно агрохолдинг получает по несколько сотен миллиардов субсидий, выделенных государством на поддержку сельского хозяйства страны. На них он приобретает землю, которую, вместе с акциями своих региональных «дочек», закладывает ради получения новых кредитов.
В итоге, вместо построения успешного бизнеса, и задуманного в Москве возрождения сельского хозяйства, «Мираторг» лишь забирает деньги из федерального бюджета. А пока тот кормит «кипрских мясников», без реальной помощи остаются реально работающие российские фермеры. В итоге, круговорот субсидий может привести к полному краху сельского хозяйства в России как такового.